( с 9:00 до 18:30 )
Круглосуточно
Газпром Нефть


Лукоил

Роснефть

ТАТНефть
 

Топливный кризис

26.10.2011 15:07

топливный кризисПо итогам 2010 года в России было добыто 505 млн. тонн нефти, и в этом году у нас есть все шансы не просто повторить рекорд, но и превзойти его. Однако, добывать - мало. Надо еще и перерабатывать, а Россия, как ни печально это признавать, и в 21 веке не имеет достаточно мощностей для глубокой переработки углеводородов.

За последние десять лет в России не было построено ни одного крупного завода, да и модернизацией старых практически никто не занимался. Многие видят корень зла в больших налогах на переработку, которые стимулируют промышленников продавать "мешок в вагонах, вместо того, чтобы делать из него бриллианты". Кроме этого, Россия активно стремилась стать ведущим продавцом "черного золота" и отхватить самый большой кусок денежного пирога тогда, когда цены на нефть стали расти, и потребности внутреннего рынка остались за бортом меркантильных интересов.

Текущий 2011 года показал, что нефтеперерабатывающая отрасль серьезно больна, и иначе как оперативными мерами тут не обойтись. Бензиновые кризисы, поразившие Россию в начале лета, показали, что просто приказать снизить цены - ничего не стоит, но и ничего не приносит. Нужно не давление, а именно решение накопившихся проблем. Решение, которое не будет легким и моментально результативным…

 

Капля за каплей

 

В 2011-ом рост цен на бензин начался сразу с окончанием новогодних праздников. Цены росли не медленно и уверенно, и к весне средняя цена топлива достигла 25 рублей за литр. Среди самых значимых причин увеличения цены на топливо можно выделить повышение акцизов, удорожание электроэнергии, рост транспортного тарифа, повышение налогов на фонд оплаты труда. К этом прибавилась все та же стабильно выгодная коньюктура мировых рынков и нежелание НК терять свои доходы.

В ответ на рост цен на топливо автомобилисты устроили бунт. Волна народного недовольства докатилась до верхов власти, и в ответ был спущен приказ антимонопольным службам проверить, а нефтяникам - понизить. Эффект был достигнут практически мгновенно. В течение буквально трех дней новостные каналы победно отсчитывали падение цен и демонстрировали кадры с бензозаправками с новыми ценниками. Никто, однако, не проверил того факта, что цены на оптовом рынке не изменились ни на копейку. В итоге в конце февраля было зафиксировано снижение вредней цены на бензин до 23,50 рублей, что подтверждают и официальные данные Росстата. Согласно этим данным, А-76 (Аи-80) в конце февраля 2011 стал стоить 21,57 рубля вместо 22,16 руб., А-92 - 23,46 (24,25 рубля), Аи-95 - 25,48 (26,21 рубля), а цена на дизельное топливо опустилась до 23,85 в среднем. Казалось бы, решение принято, указания розданы, эффект есть. НО. Посмотрите на сегодняшние цены на бензин… Они явно показывают, что, по сути, никаких принципиальных изменений сделано не было, и ситуация в итоге отдана на откуп "законам рыночной экономики".

топливный кризис

 

Последнее предупреждение

 

Рост цен начался едва ли не через неделю после спада шумихи. При чем, начали расти не только цены, но и дефицит топлива. Еще одной причиной бензинового кризиса стали быстро растущие оптовые цены на внутреннем рынке, которые за 9 месяцев 2011 г по данным консалтинговой компании "Верген Групп" на самый ходовой АИ-92 выросли более чем на 26%, в то время как этот же бензин в розницу подорожал примерно на 12%.

Следует отметить, что топливный рынок и осенью сталкивается с теми же проблемами, что подкосили его этой весной. Все прекрасно знают, что торговля бензином и нефтепродуктами - это монополия. Вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК), сами добывают нефть, перерабатывают ее и торгуют нефтепродуктами. Лоббируя исключительно собственные интересы, ВИНК торгуют бензином по прямым договорам с собственными розничными продавцами по гораздо более низким ценами, нежели при подписании контрактов на поставку со сторонними перепродавцами. Этой весной разница цен на оптовые отгрузки топлива независимым трейдерам и "своим" доходила до 5-6 рублей с одной тонны.

То же самое повторяется и осенью. Текущий рынок нефтепродуктов предлагает два вида цен: биржевая и цена поставки по прямому контракту. И представляется весьма странным тот факт, что биржевые цены оказались выше контрактных, ведь функция сырьевых торгов как раз и сводится к определению взвешенных и справедливых цен на ресурсы. Согласно данным из отчета по "Основным результатам биржевой торговли нефтепродуктами 2011 года", превышение спроса над предложением образует просто космический провал от 185% на АИ-92 до 2253% на зимнее дизтопливо. И хотя еще в период весеннего "обострения" был разработан ряд мер по снижению дефицита на внутреннем рынке, эффективности от них по настоящее время никакой. Увеличение пошлин на экспорт бензина и продление срока "жизни" нефтепродуктам класса Евро-2, 3, 4 и 5 на территории РФ кардинально ничего не изменило. Небольшая стабилизация рынка сейчас вновь превращается в призрак, и над внутренним рынком нефтепродуктов нависает угроза тотального дефицита топлива и роста цен. Первые "звоночки" появились ближе к концу сентября - В Калининграде начались перебои с девяносто вторым, в Приморье цена на него поднялась почти до 30 рублей, а на настоящий момент я ряде регионов уже перешагнула и эту планку, пусть на копейки, но все же… Общий рост цен на бензин с января по сентябрь 2011 года составил 13,2%, а по сравнению с ценами августа 2010 года бензин подорожал более чем на 16%.

Вполне естественно, что простые граждане не довольны успехами российской нефти на внешнем рынке и стремительным опустением своего кармана. Очередные акции народного протеста прокатились по всей стране в последние выходные сентября. Массовость и грозный настрой привлекли внимание властей, которые командировали в "горячие точки" уполномоченных представителей, которые должны сгладить конфликт и найти пути компромисса. Итогом стал ряд договоренностей с производителями и рекомендации местным властям строго следить за ростом цен на бензин. Иными словами, власть пошла тем же путем - включила рычаги административного давления, присовокупив к этому официальную просьбу Минэнерго к населению не нагнетать ситуацию. В официальном обращении говорится о том, что в настоящий момент ситуация на рынке стабильна и роста цен не ожидается. Внутреннее производство предсказуемо не предвещает срыва поставок топлива. Так же Минэнерго подчеркнуло, что российские цены на бензин продолжают оставаться самыми низкими в Европе на фоне стабильного прироста производства моторного топлива на территории РФ. По данным на 25-е сентября 2011 года средняя цена на бензин составляла 27,74 рубля за литр, а на дизтопливо - 25,26 рублей. Производство бензина по сравнению с 2010 годом увеличилось на 2,4% процента, а на конец сентября в запасе у нефтепереработчиков есть 1,212 млн. тонн горючего. На основании данного отчета можно полагать, что угрозы нового дефицита топлива пока нет.

топливный кризис топливный кризис

 

Реформировать нельзя помиловать

 

Как мы понимаем, от подобных мер долговременного эффекта ждать не стоит. Приказ снизить цены, не подкрепленный законодательно, начинает нарушаться уже на следующий день. Поэтому антимонопольное ведомство, взяв на себя законотворческую инициативу, подготовило сразу два законопроекта, согласно которым возможно будет устранить дисбаланс спроса и предложения и минимизировать шансы для спекуляции. Законопроекты "Об обороте нефти и нефтепродуктов" и "О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты" должны стать основой новых правовых отношений между всеми участниками нефтяного рынка. Согласно первому документу, следует запретить строить новые АЗС компаниям, чья доля на рынке уже составляет более 35%, а так же запретить совмещать розничную и оптовую торговлю. Игорь Артемьев, руководитель антимонопольного ведомства, в своем интервью открыто заявил, что он за то, чтобы добыча, опт и розница были разделены. Это позволит независимым трейдерам покупать и реализовать нефтепродукты в розницу на равных с ВНИК правах. Однако, это пока лишь проекты законов, и предугадать их судьбу на данный момент невозможно.

К мерам и пожеланиям ФАС, направленными на сохранение и поддержание здоровой конкуренции на внутреннем рынке нефтепродуктов я 1 октября 2011 добавились и новые правила взимания пошлин при экспорте нефти и нефтепродуктов. Новый режим получил название "60-66" согласно вступившим в силу новым коэффициентам. По расчетам Министерства Финансов РФ, сниженный с 65% до 60% коэффициент приведет к понижению пошлины на сырую нефть порядка на 7,4%. Таким образом, пошлина будет составлять 411,4 долларов за тонну. При этом, пошлина на экспорт нефтепродуктов поднимется до 66% как для темных, так и для светлых продуктов переработки, что стимулирует нефтяные компании не вывозить мазут, а перерабатывать его вторично. Вместе в этим экспортная пошлина на бензин не понизится, и сохранится на уровне 370,2 долларов за тонну.

Как ожидали наши эксперты и политики, принимая решение о большой разнице в пошлинах на вывоз нефти и нефтепродуктов, новая ставка должна была подвигнуть промышленников больше перерабатывать, чем вывозить сырьем. Однако, эффект получился едва ли не обратный: по стране начало стремительно начало расти количество так называемых "самоваров" - пунктов первичной переработки нефти в мазут. Новая политика должна привести к устранению этих перекосов и стимулировать нефтяников в разведке новых месторождений и модернизации производства.

Однако, риск, что более высокие пошлины приведут к очередному скачку цен, все также есть. Об этом говорят и в антимонопольной службе. В частности, заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин считает, что рост налогов лишь стимулирует очередной рост экспорта сырой нефти. Его коллега, Андрей Гордеев добавляет, что из-за снижения рентабельности вывозы из страны мазута и снижения затрат на экспорт светлых бензинов может возрасти цена на сырье для внутреннего рынка, коей является нефть, экспорт которой все так же кажется привлекательным. Кроме этого, переработчики наверняка попытаются компенсировать недополученную прибыль от экспорта мазута простым поднятием цен на прочие продукты.

Самый простой способ сдержать рост цен на топливо внутри страны - не повышать и даже снижать акцизы. Акциз напрямую влияет на розничную цену и при очередном его поднятии в 2012-2013 годах добавит как минимум по два рубля к уже итак недешевому бензину. Игорь Артемьев говорит, что ФАС ведет диалог с Минфином о возможном введении плавающей акцизной ставки, которая будет привязана к ценам на нефть. На настоящий момент ответ Минфина не известен, но уже понятно, что переломный момент настал. Рынку нефтепродуктов требуется не твердая рука, но грамотное правовое поле, создавать которое надо за счет новой фискальной политики, которая позаботится не только о наполнении государственного бюджета, но и о сохранении платежеспособности простых граждан.

топливный кризис

 
26.05.2014

Медведев посетил Хабаровский НПЗ


Хабаровский НПЗ 25-го апреля встречал российского премьера Дмитрия Медведева, который в присутствии главы региона и руководителей завода осмотрел предприятие и ход его модернизации. Постепенная модернизация с увеличением производительности Хабаровского НПЗ ведется с 2000-го года. В настоящий момент ведутся работы второго этапа, в частности завершается ввод в...
Читать полностью...
24.04.2014

ФАС предупредил ЛУКОЙЛ о нарушении антимонопольного законодательства


Федеральная антимонопольная служба предупредила компанию Лукойл, что выявленные ранее нарушения антимонопольного закона должны быть устранены до двадцатого мая текущего года. Нефтяная компания была уличены в неправомерной биржевых спекуляциях, неисполнении контрактов по поставкам горючего и диктовке, различным организациям, своих условиях поставки нефтепродуктов. Проверка цен выявила,...
Читать полностью...
28.03.2014

В Орске будут производить дизельное топливо «Евро 5»


Пресс-служба компании ОАО «Орскнефтеоргсинтез» сообщает, что на данном предприятие начнется производство дизельного топлива стандарта «Евро-5». Соглашение было подписано в феврале этого года. Согласно договору, компания "Шелл" предоставляет в распоряжение предприятия новейшую технологию в области гидрокрекинга. Ее внедрение обеспечит Орскому НПЗ возможность вырабатывать авиационной керосин, дизельное топливо...
Читать полностью...
27.02.2014

В Саратове нашли очередной незаконный НПЗ


Сотрудники МВД нашли в Саратове подпольный завод, занимающийся переработкой нефти, на этот раз в Ленинском районе. По информации главного управления МВД по региону, предприятие, находящееся в поселке Строителей, занималось производством, переработкой и продажей нефтепродуктов. В результате проверки выяснилось, что в состав небольшого НПЗ входит кирпичная...
Читать полностью...
17.02.2014

Цены на нефть стоят на месте


По основным фьючерсным контрактам с экспирацией в апреле, нефть марки Brent остановилась на отметке 108,40. При этом марка WTI закрепилась выше психологически значимого показателя 100,00. Объёмы торгов по нефтяным фьючерсам на американских биржах превышал средние показатели на 7,2%, а на британских – был ниже их...
Читать полностью...
03.10.2013

Компания «Лукойл» прогнозирует подорожание топлива в 2014 г. на 10 - 15 %


Сотрудниками компанией «Лукойл» в России было проведено независимое исследование на тему: Будет ли дорожать бензин? а если да, то на сколько? Результаты исследования были представлены непосредственным президентом компании Вагитом Алекперовым на телеканале «Россия-24». Заранее нужно сказать, что прогноз не утешителен в особенности для водителей России....
Читать полностью...
28.08.2013

Независимые АЗС проиграли


Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго) отклонили поправки в приказ о минимальной величине продаваемых на бирже нефтепродуктов. Поправки были предложены владельцами частных АЗС, недовольными политикой крупных продавцов топлива на товарно-сырьевой бирже. Большую часть своего топлива крупные продавцы продают своим собственным сбытовым...
Читать полностью...
16.08.2013

Минэнерго настояло на увеличении производство нефтяными компаниями бензина марки Евро-3 за счет снижения выпуска Евро-5


Мосэнерго предложило нефтяным компаниям рассмотреть вопрос об увеличении объемов производства бензина Евро-3 , которое предложено осуществить за счет другого топлива класса Евро-5. В ИТАР-ТАСС имеется текст документа в котором оговорено данное предложение , документ датирован 8 августом 2013 года. Согласно данному документу, изменения следуют произвести во всех...
Читать полностью...
02.08.2013

Роснефть сократит сеть своих АЗС


ФАС России потребовал от ОАО "Роснефть" продать часть своих АЗС в Саратовской, Орловской, Смоленской, Костромской, Тамбовской и Самарской областях. Это связано с превышением доли заправок "Роснефти" в этих областях более 50%. Данная ситуация сложилась в результате приобретения Роснефтью компании ТНК-ВР. Роснефть является крупнейшей в России...
Читать полностью...
17.07.2013

В Самарской области строят новый НПЗ


По сообщения официальной пресс-службы губернатора Самарской области, запуск в регионе нового нефтеперерабатывающего завода запланирован на осень текущего года. По предварительным данным, ожидаемая мощность завода составит около 2 миллионов тонн сырья, с годовым оборотом основных средств, по предварительным оценкам, до 40 миллиардов рублей. Решение о запуске...
Читать полностью...
Joomla! Україна
Оставить заявку